Полное воздержание в пище в страстную пятницу - это монастырский устав. Для мирян особого устава нет, поэтому некоторые миряне придерживаются этой строгости, а некоторые определяют себе воздержание согласно своим силам или по совету со священником-духовником. В случае же болезни, установления о посте корректируются предписаниями врачей. Если со священником поговорить об этом вопросе не получается, то принимайте решение самостоятельно. А если начнет упрекать совесть (а иногда и лукавая совесть), то на исповеди можно открыть эти помыслы для облегчения. Важно помнить о разсудительности: если нам благословили есть, то принимать пищу в меру, как лекарство; а если мы берем на себя подвиги воздержания, то они должны быть удобоносимыми, чтобы мы не подорвали свое здоровье.
На Страстной седмице можно исповедаться и причаститься каждый день кроме пятницы: с понедельника по среду - литургия Преждеосвященных Даров, в четверг и субботу - литургия Василия Великого, а на Пасху - литургия Иоанна Златоустого.
Сила молитвы Иисусовой согласно свт. Игнатию (Брянчанинову) заключается в Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. Апостолы, как видим из книги Деяний их и из Евангелия, совершали великие чудеса именем Господа Иисуса Христа: исцеляли недуги, неисцелимые средствами человеческими, воскрешали мертвых, повелевали бесам, изгоняли их из одержимых ими человеков. Однажды, вскоре после вознесения Господня на небо, когда все двенадцать Апостолов пребывали еще во Иерусалиме, два из них, Петр и Иоанн, пошли для молитвы в храм Иерусалимский. К вратам храма, называемым красными, ежедневно выносили хромого от рождения, и полагали на помост: хромой не мог ни ходить, ни стоять. Поверженный у врат, страдалец просил у входивших в храм милостыню, которою, как видно, питался. Когда Апостолы приблизились к красным вратам, – хромой устремил к ним взоры, ожидая получить подаяние. Тогда святой Петр сказал ему: сребра и злата несть у мене; но еже имам, сие ти даю: во имя Иисуса Христа, Назорея, возстани и ходи (Деян. 3:6). Увечный исцелел мгновенно, взошел в храм с Апостолами, и громко прославлял Бога. Народ, пораженный удивлением, сбежался к Апостолам. Мужие Исраильтяне! – сказал святой Петр собравшемуся народу, – что чудитеся о сем? или на ны что взираете? яко своею ли силою или 6лагочестием сотворихом его ходити? Бог Авраамов, и Исааков, и Иаковль, Бог отец наших, прослави отрока Своего, Иисуса... и о вере имени Его сего, его же видите и знаете, утверди имя Его (Деян. 3:12–16). Весть о чуде вскоре пронеслась до враждебного Господу Иисусу Синедриона [ 52 ]. Встревожился Синедрион вестию, схватил Апостолов, отдал под стражу, а на следующий день позвал их к суду пред полное собрание свое. Призван был и исцеленный хромец. Когда Апостолы встали посреди сонмища богоубийц, недавно заклеймивших себя казнию Богочеловека, во имя и именем Которого теперь совершено поразительнейшее чудо пред множеством очевидцев-свидетелей, – дан был Апостолам запрос: Коею силою, или коим именем сотвористе вы сие? Петр, исполнившись Святого Духа, отвечал словами Святаго Духа, которые заключались следующими: Разумно буди всем вам и всем людем Исраилевым, яко во имя Иисуса Христа,Назорея, Его же вы распясте, Его же Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав... Несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам (Деян. 4:10, 12). Запечатлелись молчанием уста врагов Божиих пред непреоборимою силою глаголов небесной истины; не нашлось многочисленное сонмище мудрых и сильных, что сказать и чем возразить на свидетельство Святого Духа, возвещенное двумя некнижными рыбарями, запечатленное небесною печатию – Божиим чудом. Синедрион прибегает к своей власти, к насилию. Несмотря на явное чудо, несмотря на свидетельство, данное истине Самим Богом, Синедрион запрещает настрого Апостолам учить о имени Иисуса, даже произносить это имя. Но Апостолы отвечали дерзновенно: аще праведно есть пред Богом, вас послушати паче Бога, судите: не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати (Деян. 4:19, 20). Синедрион опять не находит возражения, опять прибегает исключительно к своей власти, повторяет строгое воспрещение. Он отпустил Апостолов, ничего не сделав им, хотя и желал излить на них исступленную злобу: чудом всенародным связывались и настроение его и действие. Петр и Иоанн, возвратившись к своим, передали им угрозы и воспрещение верховного судилища. Тогда двенадцать Апостолов и все члены новорожденной Иерусалимской Церкви пролили единодушно пламенную молитву к Богу: молитву противопоставили они силе и ненависти миродержителей – человеков и демонов. Молитва эта заключалась следующим прошением: Господи! призри на прещения их, и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое, внегда руку Твою простерти Ти во исцеления, и знамением и чудесем бывати именем святым отрока Твоего Иисуса (Деян. 4:29, 30). (Аскетические опыты, т. І)
Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лествица к престолу любви. (Там же)
Сила молитвы за других постоянно свидетельствуется словом Божиим. Апостол Павел часто просит христиан молиться о нём. Апостол Иаков наставляет: "Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16) «и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15).
Сила молитвы непостижима для ума человеческого. Молящемуся — все возможно. История Церкви ветхозаветной и новозаветной представляет нам чудеса молитвы. «Молитва, как пишет св. Димитрий Ростовский, есть ключ к сокровищам небесным». «Нет такой вещи, — как говорит один св. Отец, — которой невозможно бы было испросить молитвою у Бога, только просимое было бы благо и испрашиваемо, как должно». Грехи наши — главная причина, отчего молитвы наши не достигают цели. Молитву следует возносить, сокрушаясь и раскаиваясь во грехах. Господь внимал усердным молитвам и грешников, но только тогда, когда они молились с покаянием и сердечным сокрушением о грехах своих. (Загробная жизнь. Труд монаха Митрофана)
Если это болезнь - психо-соматическое состояние, то нужно использовать средства медицины, а если это страсть, то требуется помощь Церкви. Остановимся на последнем, когда по слову преподобного Феодосия Печерского "пьянством мы отгоняем от себя ангела-хранителя и привлекаем к себе злого беса: через пьянство ... приближаемся к аду, не имея в устах своих слова Божия через пьянственную гниль". В этом состоянии, удаляясь от ангела-хранителя, пьяница поступает во власть сатаны. Теперь сатана начинает разжигать в человеке все нечистыя страсти.
Как отогнать от себя дьявола? Через исповедь, когда нам грех прощается и дьявол уже не имея над нами власти, уступает свое место ангелу-хранителю и через слово Божие, как было замечено в поучении преподобного Феодосия. Поэтому чтение слова Божия и усердные молитвы ко Господу Иисусу Христу являются благодатными средствами против пьянства. Приведем рассказы, показывающие действительность этих благодатных средств.
1. Был у меня один прихожанин, страдавший много лет от запоя, рассказывал один священник; сколько горя его семья терпела, сколько раз сам он с клятвою давал обещание не пить больше водки, но все было напрасно: он продолжал пить и буянить...
Раз жена его купила где-то за одну копейку лист, в котором был напечатан рассказ о том, как один офицер избавился от запоя, читая по одной главе из евангелия, как только его начинала томить жажда к водке, — купила и дала мужу прочитать. Семя доброе запало в его сердце: бедняк стал поступать по примеру того офицера... И что же? С каждым днем все реже и реже стало являться у него побуждение к вину, и он, читая благодатное слово Божие, совсем исцелился от запоя (Из "Троиц. листк.").
2. В одном селе на фабрике был один мастеровой, очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер, но, к несчастию, запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему пить вина, произносил про себя молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", 33 раза, по числу тридцати трех-летней земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять и вскоре совершенно перестал пить. Да еще что же? Через три года ушел в монастырь ("Душеп. чт." янв. 1864 г.).
Согласно объяснению церковно-славянского словаря эти слова имеют следующее значение:
Обличение
- вид, образ;
- проявление;
- свидетельство, доказательство;
- объявление, признание;
- подозрение;
- упрек, обвинение;
- наставление, указание.
Осуждение
- обвинение;
- приговор.
Когда мы сталкиваемся с этими словами в текстах, нужно смотреть под какое определение они подходят. А если вопрос касается бытовых отношений с людьми, то нужно руководствоваться совестью: если я обвиняю человека исходя из собственного превосходства и даже ставлю себя на место Бога вынося приговор за какие-то действия или слова, то это осуждение; если же объявляю "грехи ближнего" или свидетельствую о них из-за любви к ближнему, с целью его исправления и в моих действиях нет превосходства над "грешностью" человека, а только сострадание его падению, и желание его исправления, то это обличение.