Основание Спасо-Преображенского храма

В начале 50-х гг. 18 в. правительство России, с целью ускоренного освоения региона и создания надежной защиты для северных, более заселенных территорий от угрозы турецко-татарского вторжения, сделало ставку на иностранцев, выходцев из Австрийской империи, единоверцев русским: сербов, македонцев, молдаван и др. Поселения иностранных выходцев в административно-территориальных и военных округах - Новой Сербии (1752) и Славяно-Сербии (1753) носили военно-земледельческий характер. 14 мая 1754 г. южнее Новой Сербии и граничащая с ней, была образована новая административно-территориальная единица - Новослободское казачье поселение (полк). На это же время приходится и интенсивный приток в Новороссию раскольников. Поощряемые правительством к возвращению на родину различными льготами, приверженцы старой веры, которые в свое время, спасаясь от преследования властей, покинули пределы России и обосновались на территориях Молдавского княжества и Речи Посполитой, стали селиться в Новослободском казачьем полку. Появление в крае раскольников заставило коменданта крепости Святой Елисаветы, бригадира А.И.Глебова в 1756-1757 гг. отвести землю для поселения их отдельными слободами. В 1756 г. в Новослободском казачьем полку раскольники основали слободы: Россоховатка и Калиновка, в 1757 г.: Злынка, Клинцы, Лысая гора и др.. Указами от 22 марта и от 11 июня 1764 г. Новая Сербия, Новослободской казачий полк и Славяно-Сербия были преобразованы в Новороссийскую губернию. В 1765 г., по учреждении губернии, в штате Елисаветградской провинциальной канцелярии была утверждена должность «раскольничего» командира и пограничного комиссара в штаб-офицерском чине, в ведении которого находились раскольники ( должность занимал секунд-майор Николай Лукьянович Черников). Указом от 22 марта 1764 г. всем «проживающим в Польше и других государствах российским подданным» предоставлялось право селиться на землях вновь образованной губернии. Русские переселенцы, в число которых входили раскольники, поступавшие в «разряд поселян», получали по 12 рублей на каждую душу «без возврата». Неимущие переселенцы, для ведения хозяйства, получали земельные наделы и освобождались от несения податей на срок от 6 до 16 лет. Территория Елисаветградской провинции, Новороссийской губернии - земли бывших Новой Сербии и Новослободского казачьего полка, была разделена на 70 округов, из которых 16 выделялись для раскольников и прочих иностранцев, «которые особыми слободами селиться пожелают». Все это не могло не сказаться на численности раскольников в Новороссийской губернии. Если в 1764 г. в Елисаветградской провинции проживало 4990 раскольников обоего пола, то на начало 1765 г. их уже числилось 6759 душ обоего пола, из них крестьян - 5254 душ обоего пола, купцов и цеховых - 1505 душ обоего пола. За период с 1764 г. по 1767 г. в Елисаветградской провинции раскольники основали следующие слободы: в 1764 г. - Новая Высь, Ивановская, Плоская, Галагановка, Злынка, Красноярская; в 1765 г. - Золотаревка и Покровская; в 1766 г. - Гончаровка, Калантаевка, Зыбкая и в 1767 г. - Антоновка, Уховка, Веселый Кут и Никольская. На начало 1768 г. в Елисаветградской провинции проживало уже только мужского пола раскольников - 5999 душ. В 1773 г. по ведомости, составленной в Новороссийской губернской канцелярии, раскольников в губернском центре - г. Кременчуг и в Елисаветградской провинции показано 12650 человек обоего пола. По ведомости 1775 г. численность раскольников в Елисаветградской провинции составила: 12286 человек обоего пола, из них государственных крестьян - 10117 человек обоего пола, купцов и цеховых - 1337 человек м.п., что составляло 12,46% от общего числа всех жителей провинции. Русские раскольники, по численности, в Елисаветградской провинции в 1775 г. находились на третьем месте после малороссов (64,94%) и молдаван (18,47%).

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., «между 1772 и 1773 годами», воспользовавшись перемирием в боевых действиях, командующий 1-й армией, генерал-фельдмаршал, граф П.А.Румянцев вывел на поселение в Новороссию из Польши и Бессарабии 1242 семьи русских раскольников. Возможно, что к этой же группе переселенцев принадлежали и раскольники, вышедшие в 1772 г. из Молдавии и основавшие в Елисаветградской провинции, Новороссийской губернии, около Черного леса, слободу Знаменка (ныне пгт. Знаменка Вторая, Кировоградской области). Заселением слободы Знаменка «беглыми российскими людьми», выходцами из «Молдавии и Безарабии», занимался осадчий Иван Панкеев (ск. ок. 1783), которому, на основании закона от 22 марта 1764 г., было выдано из казны, за каждую выведенную душу, по 1 рублю 50 копеек, да сверх того, от общества слободы Знаменка дано 1150 рублей. Во вновь основанной слободе раскольники в 1776 г. выстроили часовню, в которой служба отправлялась их духовным отцом, вышедшим с ними из Молдавии, беглым от официальной Церкви, иеромонахом Арсением и «другими приходящими к ним священниками».

2 февраля 1784 г. территория Крымского ханства, переставшего существовать как самостоятельное государство с 8 апреля 1783 г., была преобразована в новую административно-территориальную единицу Российской Империи - Таврическую область. В связи с чем перед правительством встали хозяйственные и стратегические задачи по освоению обширного, но малозаселенного края. 10 августа 1785 г. князь Г.А.Потемкин (1739-1791) представил императрице Екатерине II свой доклад «о установлении» Таврической области. В докладе князь просил императрицу рассмотреть и утвердить предлагаемые им способы «к населению» земли, которая ,по мнению князя, не имела «еще ни десятой доли жителей по ея пропорции». Второй пункт доклада гласил: «Дозволить всем старообрядцам, которые переселятся на места, лежащия между Днепром и Перекопом, получая попов от архиерея Таврическаго, отправлять служение по старопечатным книгам, приписав к нему в епархию Стародубенския слободы, которыя по частому к нему обращению верно узнав места, туда переселятся. Заграничным же прописав сии выгоды, сделать вызов; для перваго опыта я уже переселяю Знаменскую слободу из Елисаветградскаго уезда на Конския воды». Проект князя Г.А.Потемкина по переселению в Таврическую область «на Конския воды» старообрядцев стародубских слобод Новгород-Северского наместничества и слободы Знаменка, Елисаветградского уезда, Екатеринославского наместничества, основывался на хорошо известных князю обстоятельствах отношений между властью и Расколом, сложившихся на начало 80-х гг. 18 в.

Надо отметить, что старообрядцы могли иметь в устроении своих дел особую надежду именно на князя Г.А.Потемкина, так как им было наверняка известно, что князь принадлежал «к тем Потемкиным, которые в первые же времена раскола выставили в защиту древлего благочестия замечательных деятелей», одним из которых был прапрадед князя - архимандрит Спиридон (Семен Федорович Потемкин, ск. 1665).

Ревнителем старообрядческого движения был архимандрит Иоасаф (1743(?)-25.09.1808), принадлежавший к ветковскому согласию и монашествовавший в стародубском Покровском монастыре. Во время путешествия в Грецию и Палестину, целью которого было отыскание для старообрядцев архиерея, Иоасаф в 1781 г., на Афоне, в Симоно-Петровской обители был рукоположен епископом Герсовским и Святогорским Герасимом в иеромонахи, а во время пребывания в Иерусалиме в 1782г., Антиохийским патриархом Даниилом он был посвящен в сан архимандрита. В 1784 г. архимандрит Иоасаф возвратился через Польшу в Россию, в Новгород-Северское наместничество. В конце 1784 г. архимандрит Иоасаф, продолжая дело скончавшегося монаха Никодима, был во главе депутации старообрядцев в г. Санкт-Петербург, где помимо прочего, лично от себя, подал митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу прошение, «в котором писал, что он чтит Греко-Российскую Церковь, приемлет все ея таинства и предания и желал бы побуждать к тому же и прочих своих единоверцев; посему для этой цели он просил митрополита, согласно завещанию монаха Никодима, оставить его, Иоасафа, строителем Никодимовой пустыни (Успенского монастыря) и разрешить ему в ней священнодействовать».


26 августа 1785 г. князь Г.А.Потемкин получил от императрицы Екатерины II рескрипт от 13 августа 1785 г., по делам вверенных ему губерний. 9-тая статья рескрипта, свидетельствовавшая о Высочайшем одобрении 2-го пункта проекта князя по заселению Таврической области от 10 августа 1785 г. гласила: «для поселения старообрядцов назначить места лежащия между Днепром и Перекопом, с тем что они будут получать попов своих от архиерея Таврической области определенного, приписав к епархии его и слободы их в Черниговском и Новгород-Северском наместничествах лежащия, и дозволяя всем им отправлять служение по старопечатным книгам. А дабы разсеянных вне границ Империи нашей старообрядцов вызвать в Россию, можете публиковать сии свободы им дозволенныя». В тот же день, 26 августа, князь Г.А.Потемкин сообщил митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу о получении рескрипта императрицы, «как ради сведения оного, так и для подлежащих, в сходственность Высочайшаго Ея Императорскаго Величества повеления, распоряжений». 27 августа 1785 г., в столице генерал-губернатором Екатеринославского наместничества и Таврической области, генерал-фельдмаршалом, князем Г.А.Потемкиным было дано «Объявление» за № 1154, в котором были окончательно определены условия союза между властью и старообрядцами, и которое должно было освободить старообрядцев, искавших законного епископства, от иллюзий насчет создания собственной Церкви.

Несомненно, что деятельность архимандрита Иоасафа была определяющей в становлении, в 80-х гг. 18 в., союза между староверами и главенствующей Церковью, на определенных, приемлемых для обеих сторон условиях (впоследствии «правила» этого согласия, названного митрополитом Московским Платоном (П.Г. Левшин, 1737-1812) - Единоверием, были утверждены 27 октября 1800 императором Павлом I Петровичем.). Однако результата, к которому в конечном итоге пришли раскольники во главе с архимандритом Иоасафом в 1785 г. (имеются в виду условия «Объявления» князя Г.А.Потемкина от 27 августа 1785) еще в 1780 г. достигли и воспользовались его плодами, т.е. получили законно освященный храм и законно поставленного священника, а также возможность употреблять в богослужении старопечатные книги, и старые обряды - старообрядцы слободы Знаменка, Елисаветградского уезда, Елисаветградской провинции, Новороссийской губернии. И они же, согласно 2-го пункта доклада князя Г.А. Потемкина от 10 августа 1785 г., назначенные «для перваго опыта» к переселению в Таврическую область, оказались действительно первой и самой многочисленной группой старообрядцев поселившихся «между Днепром и Перекопом».

Занимаясь вопросами старообрядцев на землях Новой Сербии, кнзяь Григорий Потемкин не мог обойти стороной интересы "часовенных" старообрядцев, проживавших возле крепости Святой Елисаветы. На их желание иметь собственный храм князь Григорий обратился к архиепископу Екатеринославскому и Херсоно-Таврическому Амвросию (Серебренникову) с прошением о благословении построения храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но в силу того, что старообрядцы решили перейти в единоверие (при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признать иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата), князь Григорий Потемкин обратился с новым прошением к святителю Амвросию, в котором просил благословить новую грамоту для постройки храма в честь Преображения Господня.

«Преосвященнейший владыко, милостивый государь и архипастырь. Ваше высокопреосвященство, благословя здешних старообрядцев на построение церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, снабдить их изволили на то и грамотою. Но как храм сей долженствует быть во имя Преображения Господня в знак собственного их преобразования: помятую грамоту при сем препровождая, покорнейше прошу пожаловать другую с наименованием уже храма Преображения Господа нашего и прислать оную ко мне, пребывающему с истинным к вам почтением и преданностью. Вашего высокопреосвященства, милостивого государя и архипастыря покорнейший слуга князь Потемкин-Таврический,
Генваря 29-го дня 1788 г.
Елисаветград».

Когда благословение на возведение храма было получено, община единоверцев при поддержке князя Григория Потемкина, воздвигла однопрестольный деревянный храм. 22 августа на старом антиминсе храм был освящен архимандритом Иоасафом, который в то время игуменствовал в единоверческом мужском монастыре во имя Пресвятой Богородицы Корсунской (основан в 1788 в урочище Мамай Сурка близ с. Большая Знаменка, Днепровского уезда, Таврической области). Приход на то время состоял из 15 домов, в которых обитали купцы и мещане, а также к этому приходу причислили единоверцев, живших в окрестных селах и помещавшихся в 105 домах.

В 1798 году сильный пожар захватил центральную часть города. Деревянная Преображенская церковь тогда сгорела.